В марте 2016 года на Приразломном месторождении, разработку которого на российском арктическом шельфе в Печорском море ведёт "Газпром нефть шельф", добыт 10-миллионный баррель нефти. Погрузка танкера "Михаил Ульянов" с юбилейным баррелем завершилась 10 марта. Эта партия нефти стала двадцать второй с момента начала промышленной эксплуатации месторождения.
Вывоз продукции с морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" обеспечивают два нефтеналивных танкера усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом, способные обеспечить безопасный вывоз сырья, добываемого на стационарной арктической платформе "Приразломная" – "Кирилл Лавров" и "Михаил Ульянов". Оба судна построены на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге специально для круглогодичной транспортировки нефти с платформы в арктических условиях и были спущены на воду в 2009 году.
"10 миллионов баррелей нефти – это важный рубеж, доказывающий, что добыча нефти на арктическом шельфе может быть безопасной и эффективной. Мы продолжаем освоение Приразломного месторождения: добыча и отгрузка углеводородного сырья ведется в соответствии с установленным графиком", – сказал генеральный директор "Газпром нефть шельфа" Геннадий Любин.
Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) "Приразломная". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.
В настоящее время "Приразломное" является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведётся промышленная добыча нефти. Проект вступил в активную фазу в середине 2013 года. Бурение первой скважины было начато летом 2013 года, а в декабре 2013 года МЛСП "Приразломная" начала добычу нефти. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.
Все скважины, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы – её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения – 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает "мокрый" способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды.
Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает практически мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования.
"Приразломная" работает в соответствии с принципом "нулевого сброса": использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.
Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме.
Ситуацию в российской нефтяной отрасли можно назвать весьма неопределённой. С одной стороны, она в последние годы демонстрирует рекорды по объёмам добычи. Наконец-то удалось обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Низкие цены на углеводороды оказали серьёзное воздействие на реализацию морских нефтегазодобывающих проектов. Падение котировок стало причиной жёсткого курса добывающих компаний на сокращение издержек, что негативно повлияло на нефтесервисных игроков, а также производителей промыслового оборудования. Однако с начала 2017 года этот бизнес быстро восстанавливается. Одобрена реализация нескольких крупных проектов. В период 2018-2021 годов прогнозируется пуск в эксплуатацию целой обоймы новых мощностей по добыче нефти и газа на морских акваториях.
|