Воскресенье, 24.11.2024, 00:01
Главная
Регистрация
Вход
Технический надзор оборудования
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2018 » Июль » 1 » Визитная ситуация
23:56
Визитная ситуация
В дипломатических отношениях России с Западом продолжается похолодание, в то время как между Россией и Ближним Востоком намечается потепление
 
Наметившееся было в мае, после визита госсекретаря США Джона Керри в Сочи, потепление в отношениях Москвы и Запада в июне сменилось резкими заморозками. Между тем считать это началом полноценной холодной войны преждевременно. На второй после Украины геополитической площадке — на Ближнем Востоке — диалог, похоже продолжается.
 
В конце июня Москва столкнулась с массированным дипломатическим наступлением Запада. 25 июня, на следующий день после саммита нормандской "четверки" в Париже, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в своей резолюции по Украине не только назвала Россию "агрессором", но и признала Крым "оккупированной территорией", потребовав вернуть его Украине. В то же время заседавшие 24-25 июня в Брюсселе главы военных ведомств стран--членов НАТО приняли решение о размещении порядка 1 тыс. единиц тяжелого вооружения на территории восточноевропейских членов альянса и увеличении более чем вдвое сил быстрого реагирования. Кроме того, Евросоюз единодушно продлил санкционный режим для России и решил форсировать информационную войну -- он уже начал обсуждение с НАТО вопроса о том, кто и как должен обеспечивать контрпропагандистское противодействие российской "гибридной войне".
 
Таким образом, налицо новая и весьма резкая эскалация холодной войны, правда, пока всего лишь на уровне слов. Хотя полтора месяца назад, после майского визита в Сочи госсекретаря США Джона Керри, казалось, что нас ждет потепление, ведь не случайно же МИД РФ назвал его визит мудрым решением, а американские "ястребы" расценили эту поездку как очередную капитуляцию президента Обамы.
 
Этот процесс потепления начался с того, что, воздержавшись от приезда в Москву на День Победы, канцлер Германии Ангела Меркель на следующий день все-таки появилась в Кремле. Она поздравила российского президента с праздником и провела с ним переговоры, ясно дав понять, что для Евросоюза минский процесс есть нечто значительно большее, чем просто переговоры между ополченцами и Киевом, которые ставит во главу угла Москва. "Нам необходимо отдавать себе отчет в том, о чем идет речь при реализации минского комплекса мер. Речь идет о том, чтобы суверенитет и территориальная целостность Украины были восстановлены. Мы будем продолжать совместно над этим работать",-- заявила бундесканцлер. Владимир Путин согласился с ней: надо продолжать работу по восстановлению территориальной целостности Украины. При этом ключевой вопрос, что именно понимать под территориальной целостностью Украины -- возврат под контроль Киева Донбасса или возврат Донбасса и Крыма,-- остался нераскрытым.
 
Еще через два дня в Сочи прилетел и госсекретарь США Джон Керри. "Это был важный визит в важное время, который совершенно необходим для прогресса по всему тому множеству проблем, которые стоят сегодня перед нами. Я благодарен президенту Путину за его прямоту, за чрезвычайно детальное изложение российской позиции по проблемам, которые президент Обама хотел, чтобы я обсудил с ним, и о возможностях их совместного решения. Нам редко выпадал шанс говорить так долго и без помех, как сегодня. Наше сотрудничество по уничтожению химического оружия в Сирии показало, что вместе мы можем добиваться реального продвижения вперед и совершать великие дела. Такое же совместное усилие нам нужно сегодня по Ирану и некоторым другим вызовам. Сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров и я согласились с необходимостью рассмотреть некоторые частные подходы, но, главное, продолжить эти беседы более целеустремленно в ближайшие недели",-- заявил Керри в Сочи на пресс-конференции по итогам своей встречи с российским президентом. И, не упоминая Крыма, дал понять, что "санкции США и ЕС могут быть ослаблены", если Россия выполнит условия Минского договора. При этом он так же ясно, хотя и весьма дипломатично, дал понять президенту Порошенко, что ему лучше прекратить все разговоры о силовых операциях и впредь "крепко думать", прежде чем делать заявления, подобные тому, которое он сделал насчет возврата силой донецкого аэропорта.
 
В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил, что, хотя между Россией и США все же остались "определенные разногласия относительно генезиса и нынешних оценок развития" украинского кризиса, однако президент России четко подтвердил "нашу готовность к самому широкому сотрудничеству и тесному взаимодействию на основе равноправия, учета интересов и позиций друг друга" по всем затронутым вопросам.
 
Для Кремля это -- "дипломатическая победа", подвела свой итог этой встрече Financial Times: "Это позволит российским властям заявлять, что Россия играет слишком серьезную роль на международной арене, чтобы Запад смог ее изолировать". Однако в Госдепартаменте отметили, что этот шаг еще нельзя назвать нормализацией отношений Вашингтона и Москвы, а скорее продолжением усилий для того, чтобы держать каналы коммуникаций по проблемам событий на Украине, в Сирии и Иране открытыми. Таким образом, в ходе этих майских визитов в Москву российской стороне было достаточно ясно заявлено: мы оставляем сейчас в стороне крымский вопрос и совместно продолжаем работу с Украиной по Донбассу на основе уважения ее территориальной целостности. Формула, которая в принципе устраивала и Москву -- Владимир Путин уже ранее не раз употреблял ее.
 
Тем не менее что-то явно не срослось, и сегодня мы имеем резолюцию ПАСЕ, где Европа заявляет об "оккупации Крыма Россией" и ставит вопрос о его возвращении.
 
Анализ причин столь неожиданного июньского разворота начнем с саммита нормандской "четверки" 24 июня в Париже. Он прошел за закрытыми дверями, но известно, что все стороны подтвердили свою приверженность минским соглашениям. Тем не менее "дискуссия была противоречивой и полной расхождений между представителями России и Украины в том, как конкретно воплощать в жизнь договоренности Минска",-- отметил официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер. Другими словами, учитывая отсутствие каких-либо сообщений о достигнутых успехах, можно быть уверенным, что переговоры "четверки" пошли по уже хорошо известному нам пути споров о последовательности действий. В этих спорах Киев неизменно заявляет о том, что не станет вести переговоры с "террористами", пока "Россия не выведет из Донбасса свои войска", а Москва столь же неизменно возражает ему, что невозможно вывести войска, которых нет.
 
Думается, что опасность именно такого исхода и привела к тому, что за день до встречи "четверки" из окружения президента Франции Франсуа Олланда, бывшего инициатором саммита, просочилась информация о том, что "госпожа канцлер и президент республики подняли вопрос о необходимости оказания давления на обе стороны в условиях крайне напряженной ситуации, полагая, что на данный момент прогресс на переговорах недостаточный".
 
Понятно, что Франция и Германия могли поставить подобный вопрос лишь перед Москвой и что оказать давление на обе стороны могли только США. Российский президент это прекрасно понимал, что видно из сказанных им слов на пресс-конференции после встречи 16 июня с его финским коллегой Саули Ниинисте. Он заявил тогда: "Мы считаем эти (минские.-- "Власть") соглашения справедливыми и оказываем возможное влияние на одну из сторон этого конфликта -- на Донецкую и Луганскую непризнанные республики. Позвольте мне спросить: почему наши коллеги в Евросоюзе и в Соединенных Штатах не оказывают должного влияния на киевские власти для решения всех вышеупомянутых мною вопросов?"
 
Тем не менее Москва почему-то явно недооценила серьезность намека европейских лидеров на крайне напряженную ситуацию, сложившуюся на Украине,-- 22 июня приглашения Вашингтону подключиться к переговорам "четверки" так и не последовало.
 
Владимир Путин все же позвонил президенту США Бараку Обаме. Но случилось это лишь в ночь на пятницу, 26 июня, сразу после того, как сессия ПАСЕ приняла свою резолюцию по Крыму. "Лидеры весьма подробно обсудили текущую проблематику двусторонних отношений",-- прокомментировал Дмитрий Песков телефонный разговор Владимира Путина и Барака Обамы. По его словам, стороны обменялись мнениями по поводу ситуации в Сирии, иранской ядерной проблеме и обсудили ход выполнения минских договоренностей, призванных урегулировать ситуацию на Украине. "В этом контексте президенты условились, что в ближайшее время помощник госсекретаря Виктория Нуланд и заместитель главы МИДа Григорий Карасин осуществят контакты для обсуждения хода имплементации этих договоренностей",-- пояснил господин Песков.
 
Из комментария к беседе двух президентов хорошо видно, что беседа между ними шла по той же повестке дня, которую привез в мае в Москву Джон Керри. Однако это происходило уже после того, как ПАСЕ приняла свою резолюцию по Крыму. Другими словами, те же вопросы обсуждались уже совершенно в другом политическом контексте -- Ангела Меркель и Евросоюз жестко определили статус Крыма. В сообщении, опубликованном на сайте администрации президента США, уточняется, что в ходе разговора с Владимиром Путиным Барак Обама подчеркнул "необходимость выполнения Россией своих обязательств в рамках минских соглашений, включая вывод всех российских военнослужащих и техники с украинской территории".
 
Характерно, что 20 июня, отвечая на вопрос телеведущего "Вестей в субботу" Сергея Брилева, глава администрации президента РФ Сергей Иванов также говорил о предстоящем участии американцев в переговорах: "Очевидно, у них (США.-- "Власть") все-таки возникло желание действительно попытаться урегулировать этот кризис, внутриукраинский, политическим путем",-- сказал он и уточнил, что речь идет не о включении представителей США в нормандский формат, а о двусторонних переговорах на уровне замглавы МИД РФ Григория Карасина и помощника госсекретаря США Виктории Нуланд.
 
Казалось, что теперь, когда к урегулированию подключаются США, Вашингтон планирует разговаривать напрямую с Москвой, а нормандская "четверка", скорее всего, будет следовать этим совместно выработанным решениям.
 
Но тут в игру вмешался новый глава Пентагона Эштон Картер, у которого за этот июнь накопилось как минимум три крупные претензии к Москве: наступление ополченцев под Марьинкой, выход России из ДОВСЕ и, наконец, заявление президента России о размещении 40 новых межконтинентальных баллистических ракет. И 21 июня, как раз на следующий день после интервью Сергея Иванова, Картер отправился в недельный тур по Европе.
 
Однако отнюдь не для того, чтобы помочь ей решить "внутриполитический" конфликт на Украине, а чтобы призвать страны НАТО объединиться перед "агрессией России". "Гремучая российская смесь информационной войны, иррегулярных военных сил и тайных поставок оружия через границу" является формой "гибридной войны", период конфронтации с Россией может носить "длительный характер", и США не ждут, что "Россия может измениться при Владимире Путине и даже в дальнейшем",-- вот о чем он информировал своих европейских союзников.
 
Правда, при этом Картер подчеркивал, что никто не ищет новой холодной войны и военного конфликта с Москвой, что Вашингтону нужно сотрудничество с Россией по Ирану и что лично он надеется, что Россия изменит свой нынешний внешнеполитический статус, но не уверен в этом. Тем не менее подобная риторика была прямо противоположна риторике майского визита Джона Керри. Что еще хуже, Картера тут же поддержала его немецкая коллега. "Мы хотим мирно обходиться с Россией",-- заявила глава Минобороны Германии Урсула фон дер Ляйен в интервью газете Bild. "Однако ситуация с безопасностью изменилась, и это вынуждает нас модернизировать оборонительный альянс. Это в настоящее время и происходит. С Москвой лучше получается говорить с позиции силы",-- подчеркнула она.
 
Думается, что причина такого "ястребиного" успеха Эштона Картера связана в первую очередь с тем, что Джон Керри -- его естественный аппаратный противовес -- имел всего неполные три недели для переориентации политики Вашингтона в нужном ему направлении. 31 мая он, свалившись с велосипеда, сломал ногу. После чего надзор за действиями Порошенко на некоторое время вновь оказался в ястребиных когтях Виктории Нуланд, которой Москва откровенно не доверяла.
 
Как бы то ни было, но уже 3 июня на Украине вспыхнули масштабные бои за Марьинку и украинское перемирие де-факто рухнуло. Сценарий, судя по информации в прессе, примерно такой же, что и в январе, когда уставшее от обстрелов Донецка и безрезультатных переговоров в формате ОБСЕ--Украина--Россия ополчение ДНР перешло в наступление на донецкий аэропорт и устроило украинской армии дебальцевский котел. Так что, когда 2 июня вечером очередной раунд переговоров в формате ОБСЕ--Украина--Россия закончился без результатов, а утром следующего дня порядка тысячи ополченцев при поддержке танков и артиллерии перешли в наступление на поселок Марьинка и выбили оттуда украинские воинские части, Запад забил тревогу -- нарушение минских соглашений было налицо.
 
"Ассамблея не может не осудить заявление 23 января пророссийского лидера повстанцев Александра Захарченко о том, что его армия более не связана и более не заинтересована в соглашении о перемирии и его решение -- начать наступление с целью оккупировать оставшуюся часть Донецкой области и город Мариуполь. Она настоятельно призывает Россию использовать свое влияние, чтобы вернуть повстанцев за стол переговоров и к минскому соглашению", -- с таким заявлением выступила ПАСЕ в январе этого года. Как известно, Россия выполнила эту просьбу ПАСЕ, однако повстанцы все же вынудили украинскую армию к капитуляции под Дебальцево и сохранили за собой занятую территорию. Что вызвало негодование Вашингтона и в особенности Пентагона.
 
Тем не менее в этот раз, хотя наступление на Марьинку носило совершенно локальный характер, реакция ПАСЕ оказалась почему-то значительно жестче. Похоже, что Вашингтон, как и Берлин, решили, что Москва нарочито нарушила негласное соглашение с ними. Причем говорит об этом отнюдь не заключавший соглашение госсекретарь США Джон Керри или Госдеп -- они молчат. Бушуют военные -- глава Пентагона Эштон Картер и генсек НАТО Йенс Столтенберг, упрекающие Кремль в шантаже. Хотя, в чем он проявился в июне на Украине, кроме как в злополучной атаке ополченцев на поселок Марьинка, и при чем тут Москва, сказать сложно -- уж слишком кратковременными и локальными были эти военные действия.
 
Одним словом, очень жаль, что Джон Керри хотя и согласовал с Владимиром Путиным вопрос о подключении США к переговорному процессу по Украине, однако поучаствовать лично в подготовке и проведении саммита нормандской "четверки" не смог, и эта роль все еще возложена на помощника госсекретаря США Викторию Нуланд. И если правда, что Наполеон проиграл битву под Ватерлоо из-за насморка, то не исключено, что и Москва проиграла в этот раз всего лишь из-за сломанной ноги госсекретаря США. Так что шутливый твит российского МИДа, направленный ему 27 июня по случаю выхода на работу: "Желаем полного выздоровления Дж. Керри, мира всем остальным" -- внушает оптимизм.
 
Столь же парадоксально, но уже в лучшую сторону складывается наше "сотрудничество" с США на второй площадке, намеченной переговорами Путина и Керри,-- на Ближнем Востоке. Парадокс здесь в том, что просьба американского госсекретаря к Москве продолжить поддержку выработки соглашения по иранской ядерной программе и сирийского урегулирования привела к неожиданному появлению 18 июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме саудовского принца и министра обороны Мухаммеда бен Сальмана.
 
Его приезд стал такой же попыткой разморозки наших взаимоотношений с Саудовской Аравией, как и приезд Джона Керри в Сочи. Только если с Америкой они у нас заморожены из-за Украины, то с Саудовской Аравией -- из-за Сирии. Это первое посещение России саудовской правительственной делегацией после четырех лет напряженности, вызванной диаметрально противоположными подходами обеих сторон к этому конфликту (кстати, у нас противоположны подходы и к иранской ядерной программе). Характерно также, что в обоих случаях речь идет, согласно жаргону Пентагона, о гибридных войнах, в которых США, как и положено настоящей сверхдержаве, намерены играть роль модератора и тем самым контролировать их.
 
Тем не менее это не помешало саудовскому министру обороны подписать с Россией, вопреки всем американским санкциям, шесть договоров на этом форуме, включая договор о мирном использовании ядерной энергии. Договор, явно нацеленный на вхождение Саудовской Аравии в ядерный клуб -- Эр-Рияд намерен построить 16 атомных станций и предполагает предоставить именно России главную роль в управлении ими, считает известный саудовский журналист, бывший генеральный менеджер канала "Аль-Арабия" и бывший главный редактор международной арабской газеты Asharq al-Awsat Абдурахман аль-Рашид.
 
"Важнейшая отличительная черта визита (Мухаммеда бен Сальмана в Россию.-- "Власть") в том, что он крайне необычен: визит состоялся, когда США и их европейские союзники решили прибегнуть к экономическому бойкоту России, к введению против нее санкций из-за событий на Украине. И в такой момент саудовское правительство сделало необычный для него шаг и решило сделать прямо противоположное: разморозить свои отношения с Москвой, разблокировать деловые отношения и подписать договоры и сделки в таких важнейших областях, как энергоресурсы, ядерные и военные технологии. Это один из тех редких случаев, когда Эр-Рияд стал в оппозицию к США. Причина ясна: саудиты, которые 20 лет поддерживали Запад в бойкоте Ирана, вдруг обнаружили, что Вашингтон предал их, вступив в переговоры с Тегераном без достижения соглашения с ними",-- написал свое мнение по этому поводу Абдурахман аль-Рашид.
 
Тем не менее, подводит он итог, ссылаясь на подписанные договоры, "не следует рассматривать саудовско-российское сближение исключительно как некое послание Вашингтону или реакцию на его политику в регионе, поскольку Саудовская Аравия никогда в истории не вела себя таким образом. Нет, Саудовская Аравия не может отказаться от союза с США. Однако и Вашингтон понимает, что расширение политических и экономических связей его союзниками является ключевым фактором для поддержки стабильности и безопасности в любом регионе и во всем мире. И конечно же, Вашингтон понимает, что он ничего не выиграет из роста напряженности между Эр-Риядом и Москвой".
 
Маловероятно, чтобы министр обороны Саудовской Аравии заявился в шатер основного союзника своих врагов со столь щедрыми подарками, если бы Эр-Рияд не воспринял всерьез те договоренности, которых достиг Керри в Москве. Поскольку трудно даже представить, чтобы Эр-Рияд стал рисковать в разгар своей холодной войны с Ираном тесными отношениями с Вашингтоном. Так что запущенный Джоном Керри "процесс пошел", но результат его может оказаться и прямо противоположным задуманному.
 
Шамсудин Мамаев
Просмотров: 211 | Добавил: taveti1983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • | Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |