Известный колумнист гонконгской газеты Пепе Эскобар анализирует значение замены «Южного потока» на «Турецкий поток» в нынешних геополитических раскладах на Ближнем Востоке.
Взрывная волна от недавнего эффектного манёвра на территории Трубопроводостана «конец «Южного потока», начало «Турецкого потока» ещё долго будет сотрясать всю Евразию. В этом и состоит Новая большая игра в Евразии.
Напомним вкратце, несколько лет назад Россия запланировала «Северный поток» (уже действующий) и «Южный поток» (до сих пор находящийся в стадии проекта), чтобы избежать транзита через ненадёжную Украину. Теперь Россия работает над новой сделкой с Турцией – чтобы обойти «неконструктивный» (слова Путина) подход Еврокомиссии (ЕК), касающийся «Третьего энергопакета» ЕС, который запрещает одной и той же компании контролировать полный цикл добычи, транспортировки и продажи энергоресурсов.
История вопроса важна для понимания нынешних событий. Уже 5 лет назад я внимательно наблюдал за величайшей драмой Трубопроводстана (жаргонизм Pipelinistan, образован от слов «трубопровод» и «Курдистан» — ред.) – битвой между «Южным потоком» и «Набукко». В конце концов, «Набукко» оказался не у дел. «Южный поток» ещё может быть возобновлён, если ЕС образумится (хотя ставить на это не стоит).
В «Южном потоке» «Газпрому» принадлежит доля в 50%, итальянской компании ENI – 20%, французской EDF – 15%, немецкой Wintershall (дочернему предприятию BASF) – 15%. Надо ли говорить о том, что эти европейские энергетические гиганты, по меньшей мере, не в восторге от происходящего. «Газпром» и ЕК вели переговоры на протяжении нескольких месяцев, но Брюссель, как и следовало ожидать, пал жертвой собственной бездарности и постоянного давления США на «слабое звено» ЕС – Болгарию.
Что касается России, то она по-прежнему собирается строить трубопровод такой же мощности по дну Чёрного моря, но пойдёт он в Турцию. Так что 5 миллиардов долларов, уже вложенные «Газпромом» в этот проект, не пропадут даром. Надо отметить, что подобное перенаправление вполне оправдано – Турция является вторым покупателем «Газпрома» после Германии, более крупным, чем Болгария, Венгрия и Австрия вместе взятые. Россия также развивает единую распределительную газовую сеть, позволяющую доставить газ из любой точки страны до любого узла на границе.
Итак, Москва получила очередное наглядное доказательство того, что реальные возможности расширения рынка находятся в Азии, особенно в сотрудничестве с Китаем, а не в нерешительном, косном, разрушенном мерами жёсткой экономии и политически парализованном ЕС. Российско-китайское сотрудничество – это трансевразийский бизнес с чётким геополитическим расчётом, не подверженный действию пропитанной идеологией политики.
Россия «потерпела поражение»? Да что вы?
Турция тоже получила немалую выгоду. Дело не только в сделке с «Газпромом» – Россия выстроит турецкую ядерную отрасль, будет усиливаться гуманитарное взаимодействие (торговля и туризм). И, что важней всего, Анкара стоит на пороге полноправного членства в ШОС, чему активно содействует Москва.
Таким образом, Турция оказывается в выгодном положении, одновременно становясь основным узлом как евразийского экономического пояса, так и китайского нового шёлкового пути (путей). ЕС блокирует Турцию? Но Турция ориентируется на Восток. Процесс евразийской интеграции идёт полным ходом.
Вашингтон приложил немало сил для создания новой «берлинской стены» от Балтики до Чёрного моря, чтобы «изолировать» Россию. Однако вашингтонская команда «не делать глупостей» (озвученный Обамой принцип своей внешней политики — прим. переводчика mixednews) прозорливостью не отличается – и ответный удар Путина в стиле дзюдо (шахмат, го) прошёл прямо через Чёрное море.
Годами говорилось о том, что основной стратегической целью Турции является превращение в незаменимый энергетический перекрёсток между Востоком и Западом и транзит всего что только можно – от иракской нефти до газа с Каспийского моря. Собственно, азербайджанская нефть уже идёт через Турцию по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, который активно продвигали Билл Клинтон и Збиг Бжезинский. Турция станет перекрёстком и для Транскаспийского трубопровода, если его всё же построят (хотя в сложившейся ситуации это маловероятно).
Итак, одним движением Путин в очередной раз развернул бессмысленные европейские санкции против самого ЕС. К слову, германская экономика и так несёт серьёзные убытки из-за разрыва связей с российским бизнесом.
Блестящая «стратегия» ЕК постоянно возвращается к Третьему энергопакету. Целью этих реформ всегда был «Газпром» (которому принадлежат трубопроводы в центрально- и восточноевропейских странах), а точнее – «Южный поток». Теперь же Болгарии и Венгрии, которые всегда боролись со «стратегией» ЕК, предстоит объяснить подобный провал собственному населению и продолжать давить на Брюссель. В конце концов, эти страны потеряют уйму денег, не говоря уже о том, что не получат газ. Как сообщается, одна Болгария лишилась более 6 тысяч новых рабочих мест и 3 миллиардов долларов инвестиций.
Итог таков. Россия продаёт больше газа – Турции. Турция получает столь необходимый газ с хорошей скидкой. Евросоюзу под давлением Империи хаоса (США; прим. mixednews) остаётся только дёргаться в тёмных брюссельских коридорах подобно обезглавленному цыплёнку, недоумевающему, чем же его пришибло. Атлантисты по своей доброй традиции выдумывают всё новые санкции, а Россия тем временем энергично скупает всё больше золота.
Опасность ещё не миновала
Это совсем не конец игры – далеко нет. В ближайшем будущем пересечётся действие многих факторов.
Линия Анкары может измениться, но это совершенно не обязательно. Константинопольский султан Реджеп Эрдоган чётко определил противника – это халиф ИГИЛ Ибрагим. Султан может умерить пыл своих неоосманских мечтаний и задуматься о возврате к ранее отвергнутой внешнеполитической доктрине «ноль проблем с соседями».
Но торопиться с выводами не стоит. До сих пор политика Эрдогана совпадала с саудовской и катарской: избавиться от сирийского президента Башара аль-Асада для строительства нефтепровода из Саудовской Аравии и газопровода из богатейшего катарского месторождения. Конечным потребителем газа был бы, конечно, ЕС, отчаянно стремящийся «отказаться от «Газпрома».
Так что же теперь? Эрдоган откажется от своей навязчивой идеи «Асад должен уйти»? Слишком рано говорить об этом. Министр иностранных дел Турции твердит СМИ о том, что Вашингтон и Анкара вот-вот договорятся о бесполётной зоне на турецко-сирийской границе. Правда, сам Белый дом ранее на этой неделе заявил, что от этой мысли отказались.
Дом Сауда вообще напоминает заплутавшего в Арктике верблюда. Его смертельно опасная игра в Сирии всегда сводилась к одному – смене режима с целью строительства нефтепровода из Сирии в Турцию. Теперь на глазах у саудитов Россия вот-вот удовлетворит все энергетические нужды Турции. И Асад до сих пор на месте.
В то же время неоконы в США с энтузиазмом точат копья. Уже в начале 2015 года Конгрессом может быть одобрен «Акт о поддержке свободы Украины». В переводе это означает, что Украину назовут «основным союзником США вне НАТО», что практически означает присоединение к альянсу. Следующим шагом неоконы усилят провоцирование России.
Не исключено, что вассалы наподобие Болгарии или Румынии под давлением Вашингтона решат дать полный доступ кораблям НАТО в Чёрное море. Кого волнует, что при этом будут нарушены существующие черноморские соглашения, затрагивающие как Россию, так и Турцию?
Остаётся ещё опасное «известное неизвестное» Рамсфельда: каково будет слабым Балканам оказаться во власти прихотей Анкары. С точки зрения энергетики Греция, Болгария и Сербия будут зависеть от воли Анкары в той же мере, в какой сейчас Брюссель держит их в смирительной рубашке.
Что ж, а пока давайте оценим силу геополитических взрывных волн, возникших в результате недавнего удара Путина.
|