"Роснефть" вернулась к попыткам обязать другие нефтегазовые компании РФ строить суда только на своей верфи "Звезда" сообщает Коммерантъ.
По данным издания, глава "Роснефти" Игорь Сечин предложил президенту Владимиру Путину ввести специальные меры законодательного стимулирования для загрузки заказами Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС, основной актив — верфь "Звезда").
В письме Сечина, отправленном в середине июля, предлагается стимулировать размещение "всех заказов российских компаний на строительство судов и морской техники в РФ" (речь идет о "Газпроме", НОВАТЭКе, ЛУКОЙЛе и других), а также сформировать единую площадку по размещению заказов на базе ДЦСС. В госкомпаниях это должно быть проведено через директивы советам директоров, для частных компаний механизм не приводится. "Роснефть" также считает, что на "Звезде" нужно размещать заказ и на суда, привлекаемые в долгосрочную аренду как это так делает НОВАТЭК в "Ямал СПГ".
Игорь Сечин предлагает и другие стимулы: налог на имущество за использование судов иностранного производства и обязательство для компаний, закупающих суда за рубежом, с 2019 года (когда планируется ввод "Звезды") размещать заказ также и на российских верфях.
Кроме того, "Роснефть" выступает и за внесение изменений в шельфовые лицензии: включение в условия локализации морской техники "с уровнем до 70%". Помимо "Роснефти" работать на шельфе РФ может только "Газпром", но обсуждается допуск и других компаний, в частности ЛУКОЙЛа.
Также, "Роснефть" предлагает обсудить выдачу квот на вылов рыбы при условии строительства рыболовного судна в РФ ("квоты под киль"). Эту идею поддерживали Минпромторг и Росрыболовство, предлагая выделять таким компаниям еще 20% от суммарного объема общего допустимого улова.
Стоимость крупнотоннажного рыбопромыслового судна составляет 2,5-3 млрд руб., а прибыль отрасли сегодня не выше 11 млрд руб. Тогда за свой счет рыбаки смогут строить не более четырех судов в год при потребности отрасли в 500 судов, считает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Александр Фомин.
"Роснефть" пытается придать новую жизнь идее концентрации шельфовых заказов на "Звезде", которую в июне 2014 года поддержал президент РФ, заявивший, что нефтегазовые компании должны строить суда в России. Тогда о готовности войти в проект заявили "Газпром" и НОВАТЭК, но дальше дело не пошло. Сейчас 75% минус 2 акции ДЦСС у СП "Роснефти" и Газпромбанка, блокпакет — у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). А в конце 2014 года на фоне проблем с проектом Минпромторг предложил отказаться от строительства танкеров и газовозов в пользу судов обеспечения и платформ. Сейчас "Роснефть" просит на "Звезду" 89 млрд рублей из ФНБ, хотя Минфин предлагает заменить эти средства деньгами "Роснефтегаза". В правительстве считают, что проблема в выделении средств ФНБ в частности в том, что нет уверенности в загрузке верфи.
По данным "Ъ", Владимир Путин поручил правительству предложить меры поддержки судостроения на базе предложений "Роснефти". В компаниях и профильных министерствах отказались от комментариев, лишь в Минэкономики подтвердили, что "вопрос прорабатывается". Источник, близкий к "Роснефти", говорит, что есть положительный международный опыт мер по госстимулированию судостроения: "Верфь "Звезда" — очень важный проект для государства, но для нас это непрофильный актив, и странно, что реализация проекта должна опираться только на наш заказ". Источник, близкий к "Газпрому", подчеркивает, что компания "приветствует развитие отечественного судостроения", но "хотелось бы, чтобы "Звезда" имела более четкие очертания".
|